Преодоление подсознательных барьеров

Система подсознательных барьеров (психологических защит) необходима человеку для сохранения психического здоровья, уменьшения тревоги в стрессовых ситуациях. Но, как я говорила ранее, для гармоничного развития личности, для более объективного восприятия окружающей действительности необходимо держать эти барьеры под контролем. Кроме того, что слишком сильное использование барьеров искажает окружающую реальность и может рождать невротические нарушения, это слишком сильное использование барьеров может тормозить творческие процессы.

Творческая деятельность предполагает свободу самовыражения, создание чего-то нового, что не представляется возможным без непредвзятого восприятия реальности. Именно способность смотреть на вещи с разных точек зрения, развитое критическое мышление, способствует творчеству.

Тем не менее, полностью избавившись от этих самых барьеров, так же невозможно заниматься творческой деятельностью, как и находясь под их влиянием. Барьеры помогают сфокусироваться на определенной задаче, позволяют контролировать поток мыслительной деятельности. Поэтому для развития своих творческих способностей, продвижения текущей творческой деятельности, необходимо держать под контролем “пропускную способность” этих самых барьеров.

На начальном этапе работы с подсознательными барьерами я предлагаю упражнение, которое поможет понять насколько реалистичными могут быть Ваши чувства и мысли, тем самым Вы сможете более объективно критиковать свои реакции в ответ на различные раздражители, что в свою очередь помогает уравновесить подсознательные барьеры.

Пятиэтапный дневник мышления

Инструкция к упражнению:

Ведите дневник, при любые ситуации, вызывающих у Вас тревогу, когда Вы испытали любое из приведенных ниже чувств:

Депрессия - Беспокойство - Страх - Гнев - Боль - Ревность - Вина -  Унижение

Дневник состоит из пяти этапов, каждому отведена отдельная графа (Этап).

Этап 1 – что Вы делали в тот момент/ что вызвало Ваши чувства/поведение?

Этап 2  –  сделайте заметку о Ваших неприятных чувствах или поведении  и оцените их уровень по шкале от 1 до 10 (где 1 – низкая напряженность, 10 - высокая напряженность).

Этап 3  –  запишите, Ваши требования относительно себя в данной ситуации, что Вы говорили себе, когда испытывали эти эмоции «Мне следует…», «Они должны…», «Это было бы ужасно», «Я не могу перенести это», «Я не могу это выдержать» и т.д.

Этап 4  –  определите более «полезные» и конструктивные мысли, которыми Вы могли бы заменить те негативные мысли, что сопровождали неприятные чувства. Для этого задайте себе следующие вопросы:

1.Какие требования я ставлю перед собой?

2.Каким образом я определил эти требования?

3.Что мне сделать в данной ситуации, чтобы мое поведение в этой ситуации было более конструктивно?

4.Если бы мой лучший друг или любимый человек оказался в такой ситуации, что бы я сказал, чтобы помочь ему чувствовать себя менее напряженным и мыслить более конструктивно?

Используя эти вопросы перефразируйте Ваши мысли. Они могут включать Ваши предпочтения и желания, например, «Я действительно предпочел бы …, Мне хотелось бы...», а не бесполезные требования, такие как «это должно быть...я обязан»

Как только Вы определили более конструктивные мысли начните говорить их себе. Запишите их, повторяйте их и учитесь смотреть на ситуацию с противоположной точки зрения, оцениваете какой вариант больше подойдет Вам.

Этап 5 – Помощь в замене негативных мыслей на конструктивные могут оказать методы расслабления (дыхательные упражнения, физические упражнения и т.д.) или методы отвлечения (сосредоточение на чем-то положительном, слушание музыки и т.д.).

 dnevnik_myshleniya

 Часто мы сразу переходим к нашим чувствам и поведению в ответ на импульс, который вызвал те или иные эмоции, не будучи полностью осведомленными о том, что мы говорим себе о событии, ситуации или воспоминании. Активно бросайте вызов когнитивным искажениям, заблуждениям и ошибкам и используйте методы релаксации, чтобы чувствовать себя увереннее и гармоничнее.

 

Комментарии и вопросы


Смотрите также


Психология страха
Подробнее

Психология страха

О том, что такое страх и почему он бывает таким разным. Описание основных видов страхов. Нужно ли корректировать страхи и какие страхи поддаются корректировке? Существуют ли люди, не испытывающие страхов и кто они?

Психолог исправляет ошибки
Подробнее

Психолог исправляет ошибки

Что такое когнитивно-поведенческая-терапия. Что регулирует чувства и поведение человека. Возможно ли научиться методикам и способам решения проблем и ошибок в будущем? Кому может помочь когнитивно-поведенческая терапия.

Разрушение когнитивных ошибок
Подробнее

Разрушение когнитивных ошибок

Каким образом происходит устранение когнитивных ошибок? Автоматические мысли и почему спонтанные внутренние рассуждения человека, зачатую негативно влияют на его поведение. Каким образом возможно обнаружить у себя автоматические мысли?

Как я работаю
Подробнее

Как я работаю

Основы работы психолога-консультанта. Какое образование дает право психологу начать практику? Чем должен владеть в своей работе квалифицированный специалист? Почему психологу важно иметь своего психолога?

Когнитивные искажения
Подробнее

Когнитивные искажения

Что конкретно мешает нам быть объективными и уводит нас в сторону иллюзий? Что мешает нам мыслить рационально и нередко является причиной неудач в межличностных отношениях или карьере? Основные виды систематических ошибок мышления.